Объединение фондов, новое по охране труда, проверки и квотирование: самое важное с Дня кадровика
Про объединение ПФР и ФСС
Фонды планируют объединить с 2023 году. Вот самое важное, к чему надо подготовиться кадровикам:
- Изменится действующая классификация страхования — будет общее соцстрахование. Всю информацию о работниках будут хранить в общей базе, которую создадут на основе базы, которую сейчас ведёт ПФР. Плюс для кадровиков и бухгалтеров — взносов в фонды станет меньше. Надо будет платить один общий взнос. Но есть и минус — суммы меньше при этом не станут.
- Станет меньше отчётности для кадровиков. СЗВ-М, СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ упразднят. Будет единая форма сведений со всеми данными о работниках для назначения пенсий и пособий. Работа с отчётом станет сложнее: надо будет готовить его вместе с бухгалтерами, потому что нужны будут данные о начисленных взносах.
- Не надо будет выдавать справки 182н. Их упразднят. Справки не придётся выдавать даже тем, кто уволится раньше реформы.
- Проверяющие будут штрафовать реже. Самостоятельное исправление ошибки не будут считать нарушением. Не будет ошибкой и исправление информации, которая приводила к занижению взносов, до того, как ошибку обнаружили инспекторы.
- Придётся отчитываться по исполнителям на ГПД. Они получат право на больничное и материнское пособие. Надо будет подавать по ним отчёты.
Уже сейчас стоит проверить некоторые кадровые документы. Реформа с 2023 года, но переходного периода не планируется. То есть когда всё изменится, документы должны быть уже актуализированные. Не помешает наметить план действий и подготовить проекты актов. Править придётся ПВТР, должностные инструкции, приказы о назначении ответственных, доверенности. Как минимум надо будет изменить название фондов (ПФР и ФСС) на новое.
Чек-лист от редакции журнала «Кадровое дело»: документы, которые надо будет поправить из-за объединения ПФР и ФСС
Скачать чек-лист в журнале >>>
Про изменения по ОТ
Минтруд требовал обновить ИОТы до 1 марта, но потом 17 марта разрешил компаниям повременить с решением этой задачи до 2023 года. Внимание кадровикам: компанию не оштрафуют, если не соблюдаете требования в рамках текущих изменений — инспектор ГИТ проверяет на текущий момент. Какая нормативка действует, на ту и ссылаются. Получается, если ИОТы не обновили, переживать не стоит.
Однако изменения носят не формальный характер — в ИОТы добавили новые разделы и добавили новые требования, новый порядок действий для сотрудников для сокращения производственного травматизма. Поэтому внести в инструкции изменения всё же желательно как можно быстрее — ждать не нужно. Плюс в том, что и торопиться не надо: обновляйте инструкции в своём темпе.
Скачайте образцы документов, которые помогут обновить ИОТы:
Хотят отменить штрафы за отсутствие учёта микротравм. Но пока этого не сделали. Чиновники обещают, что детально опишут порядок действий по учёту микротравм и вообще любых несчастных случаев — приятный бонус для кадровиков и специалистов по ОТ. Тут есть нюанс: микротравма микротравме рознь. Пример: сотрудник использует все обязательные СИЗ, но получает порез, а руководителю не сообщает — травма в последствии может стать причиной более обширной проблемы со здоровьем. Если бы сотрудник сообщил полностью и ему оказали всю необходимую помощь, проблемы бы не было. Тут ответственность и на сотруднике. Но если руководитель микротравму зафиксировал, но помощи не оказал, и произошла более серьёзная травма, вина будет за начальником. Желательно назначить ответственного за учёт микротравм.
Скачайте образцы документов, которые понадобятся для учёта микротравм:
Важное про спецоценку. Если компания переезжает, провести СОУТ надо в течение 12 месяцев (раньше было 6 месяцев). Но сегодня реальные замеры в компаниях не производятся. В основном там, где опасных и вредных производственных факторов нет, речь идёт о декларации. Поэтому пока спецоценка — формальность. Ждём изменений, которые отменят спецоценку из переезда из офиса в офис, если условия труда не меняются. Подробнее об изменения в СОУТ читайте в материале: Изменили требования к спецоценке. Два списка новых задач от Минтруда в зависимости от ваших обязанностей
5 документов по охране труда, которые надо обновить и пересмотреть из-за новых правил Минтруда и новых положений главы X ТК: образцы от Системы Кадры
Про СТД-Р
Надо назначить ответственного. Кто это будет, выбирает руководитель. Это может быть кадровик или бухгалтер. Обязанность надо закрепить в должностной инструкции или трудовом договоре.
Приказ о назначении ответственных за составление и выдачу справок СТД-Р: образец от журнала «Кадровое дело»
Скачайте образец >>>
Выдавать СТД-Р надо только сотрудникам, которые перешли на электронную трудовую книжку. Тем, кто остался с бумажной трудовой, справку тоже могут выдать, но только через ПФР или госуслуги. Если сотрудник работает по ГПД, справку ему выдавать не нужно.
Выдать сведения нужно:
- по заявлению работника в период работы в организации (срок — 3 рабочих дня);
- при увольнении сотрудника (срок — в день увольнения на руки или заказным письмом с уведомлением о вручении — в последнем случае согласие на пересылку не нужно).
В справке обязательно должны быть сведения о приеме на работу, постоянном переводе, переименовании должности или компании, если такое событие случилось. Если сотруднику установили разряд, квалификацию или присвоили ещё одну профессию, это тоже отражают в справке. Если сотрудник увольняется, это тоже надо указать в СТД-Р. Указываете только период работы в вашей организации. Не нужно вносить данные о совмещении, но надо о внутреннем совместительстве. Не нужно отражать данные об отпуске по уходу, изменении режима работы или оклада. Не вносят сюда и сведения о службе в армии.
Кадровый работник может подписать справку СТД-Р, только если руководитель организации выдал ему доверенность.
Про новые правила квотирования рабочих мест для инвалидов
Во-первых, надо поправить локалку — порядок расчёта и выполнения квот прописали в новой статье. Во-вторых, теперь, чтобы выполнить квоту, надо будет не только выделить рабочие места, но и заключить трудовые договоры с сотрудниками на любые должности. Во-третьих, передать работу по квотированию теперь можно другому работодателю.
Соглашение со сторонней организацией о приёме на работу инвалида: образец от журнала «Кадровое дело»
Скачайте образец >>>
Про персональные данные
У Роскомнадзора новые причины для проверок. Внеплановых, конечно, но всё равно. Показателей два:
- Сотрудники или любые посторонние люди пожалуются на компанию в Роскомнадзор
- Будете направлять недостоверные сведения в ведомство.
10+ нарушений — ждите внеплановых проверок.
Проверьте, нет ли у вас ошибок в работе с персональными данными: аудитор по персданным от журнала «Кадровое дело»
Проверить работу с персданными >>>
Согласий на обработку персональных данных два:
- именно на обработку, которое вы берёте у соискателя при трудоустройстве;
- на распространение данных.
Срок действия — три года после истечения срока действия или отзыва. Не через три года после увольнения сотрудника. Если сроком хранение не указано увольнение, то через три года оснований уничтожать согласия нет. Сроки хранения электронных документов такие же, как и бумажных.
Обязательно в компании должны быть:
- Положение о работе с персональными данными (ст.86 ТК);
- политика защиты и обработки персональных данных (обязательно должна быть на сайте, если он у вас есть);
- регламент о допуске работников к обработке персданных (может не быть, если прописали это в Положении);
- согласие на обработку персданных — со всех сотрудников;
- согласие на распространение персданных — только если распространяете данные;
- приказ о назначении ответственных по работе с персональными данными (учтите: Роскомнадзор считает, что ответственный должен быть один, но может быть заменяющее лицо, например, на время отпуска основного);
- обязательство о неразглашении персданных с сотрудником, который отвечает за обработку данных;
- уведомление о начале обработки персональных данных в Роскомнадзор (отправить можно в электронном виде, нужно, даже если обрабатываете данные только сотрудников).
В Системе Кадры скачайте образцы документов по персданным, которые должны быть в любой организации:
Про проверки
Мораторий на плановые проверки действует с 10 марта до 31 декабря 2022 года. Мораторий распространяется на всех, но есть исключения. Плановые проверки сохранили в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, пожарного контроля и надзора в области промышленной безопасности в отношении небольшого перечня объектов. Если у компании есть предписание, которое выдали до объявления моратория, срок его исполнения продлевают на 90 календарных дней.
Однако внеплановые проверки никто не отменял. Есть послабления — перечень оснований для инспекций сократили. Проверку по согласованию с прокуратурой могут провести:
- при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан;
- угрозе обороне страны и безопасности государства;
- угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- по жалобе сотрудника;
- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса и др. (п. 3 постановления Правительства от 10.03.2022 № 33).
Чтобы подготовиться к плановой проверке ГИТ, нужно проверить документы, которые инспекция вправе запросить у организации и которые относятся к предмету проверки.
Проверьте себя по чек-листам ГИТ в журнале «Кадровое дело»
Роструд утвердил 78 новых форм проверочных листов для работодателей, чтобы контролировать, как они соблюдают трудовое законодательство
Выбрать тему и скачать чек-лист >>>
Как часто проводят плановые проверки, зависит от того, к какой категории риска относят деятельность организации или ИП. Узнать, какую категорию риска присвоили вам в 2022 году, можно на сайте Роструда или в отделении инспекции. Если работодателю не присвоили категорию риска, плановую проверку проводить не будут.
Внеплановую проверку проводят в четырех формах: документарной или выездной проверки, рейдового осмотра или инспекционного визита. Кроме того, с 1 июля ввели два новых контрольных мероприятий — выездное обследование и наблюдение за тем, как работодатель выполняет обязательные требования трудового законодательства. В отличие от других мер контроля, в этих двух случаях работодатель и инспектор никак не взаимодействуют.
Если инспектор придет с проверкой без уведомления, нужно попросить его предъявить служебное удостоверение и копию распоряжения или приказа о проверке. В нём должны быть:
- подпись руководителя региональной ГИТ или его заместителя;
- вид проверки: плановая или внеплановая;
- даты начала и окончания проверки;
- Ф. И. О. всех проверяющих;
- наименование организации;
- цели, задачи и предмет проверки;
- основания для проверки;
- сроки проверки.